пятница, 11 декабря 2015 г.

Психология. Люди, Концепции, Эксперименты. Пол Клейман


Оценка: 7  - (полезная книга)

Сборка самых известных исследований в области психологий: Фрейд с дочкой, Павлов с собаками, Стенфордский тюремный эксперимент, теории личностей - галопом по европам. Познавательный обзор





Милгрем наглядно продемонстрировал, что в определенных обстоятельствах самые обычные, «нормальные» люди, следуя указанию авторитетной, с их точки зрения, личности, способны причинить другому человеку серьезную боль и страдания. Ученый объяснил это следующими факторами:
• Степень подчинения усиливалась вследствие физического присутствия авторитета (экспериментатора).
• Многие участники считали, что раз эксперимент проводится в респектабельном Йельском университете, ничего плохого с испытуемыми произойти не может.
• Процесс отбора, кто будет «учителем», а кто «учеником», казался людям произвольным.
• Предполагалось, что эксперимент проводится опытным и знающим экспериментатором.
• Участникам сказали, что разряды тока болезненны, но для жизни не опасны.

Группы оказывают на поведение человека огромное и чрезвычайно важное влияние, хотя мы далеко не всегда это осознаем. Человек ведет себя по-разному в зависимости от того, окружен он другими людьми или нет.

Групповое мышление
Когда члены группы согласны по большинству вопросов, в ней возникает сильная тенденция на корню подавлять любое несогласие. Такая группа изначально нацелена на гармонию, она ждет ее и предвкушает. Если все со всеми соглашаются и всех все удовлетворяет, никому не хочется слышать противоположное мнение. Этот психологический эффект способен нанести огромный вред, поскольку члены группы отказываются выслушать все точки зрения и рассмотреть аргументы с разных сторон, из-за чего зачастую принимаются односторонние и импульсивные решения.

Групповая поляризация
Этот феномен возникает, когда в ходе групповой дискуссии члены группы, подстегиваемые сами собой, начинают склоняться к крайне противоположным точкам зрения; вне группы такое явление невозможно. Например, в начале обсуждения некоторые люди довольно вяло высказываются против какого-либо решения, но к концу дискуссии уже все решительно и однозначно не согласны друг с другом по этому вопросу, и несогласие достигает критической отметки

1. Группы возникают практически из ничего
2. В большинстве групп имеется свой обряд посвящения
3. Группы способствуют развитию конформизма
4. Каждый член группы обязан выучить ее правила и нормы
5. Все члены группы играют в ней определенные роли
6. В большинстве случаев лидеры в группе выделяются только со временем, причем нескоро
7. Участие в группе способствует повышению эффективности
8. В группах часто ходят слухи, в большинстве случаев правдивые.
9. Группы способствуют конкуренции

Стэнфордский тюремный эксперимент

•Отрицание — отказ признавать случившееся или происходящее в данный момент.
•Замещение — перенос чувств и разочарования на кого-то иличто-то менее угрожающее.
• Интеллектуализация — рассмотрение проблемы с рассудочной и объективной точки зрения с целью перестать фокусироваться на ее стрессовой и эмоциональной составляющих.
• Проекция — перенос негативных чувств на другого человека, в результате чего кажется, будто последний испытывает эмоции вместо тебя.
• Рационализация — стремление не думать о реальной причине своего чувства или поступка и придумывание им правдоподоб- ного, но ложного оправдания.
• Реактивное образование — выбор противоположного образа действий с целью скрыть свои истинные чувства.
• Регрессия — возврат к «детскому» поведению. Анна Фрейд считала, что человек выбирает разные формы такого поведения исходя из того, на какой стадии психосексуального развития у него произошла фиксация. Например, человек с фиксацией на оральной стадии слишком много ест, или курит, или становится чрезмерно агрессивным в словах.
• Подавление — вытеснение мыслей, заставляющих нас испытывать дискомфорт, в область подсознательного.
• Сублимация — преобразование неприемлемого поведения в более приемлемую форму. Например, чтобы выпустить пар, человек, охваченный яростью, отправляется в спортзал и боксирует грушу. Фрейд считала сублимацию свидетельством зрелости личности.

Теории лидерства

Теория великого человека
В основе теории великого человека лежит идея, что способность к лидерству представляет собой врожденное качество, что великими лидерами рождаются, а не становятся.

Теория обстоятельств
Согласно этой теории, лидерские способности обусловлены факторами обстоятельств, к которым относятся стиль лидерства, выбираемый в конкретном случае, поведение и способности его последователей и многое другое. Нет универсального стиля лидерства, одинаково эффективного во всех ситуациях; в определенных обстоятельствах Теории лидерства один стиль управления подходит больше остальных. Следовательно, лидеры, успешные в одной контекстуальной среде, могут потерпеть полный крах в другой.

Теория личностных черт
Эта теория подобна теории великого человека: обе основываются на предположении, что некоторые люди от природы наделены определенными качествами, делающими их более подходящими для лидерства. Придерживающиеся такого мнения психологи в основном пытаются выявить особенности личности или поведенческие характеристики, общие для всех лидеров.

Ситуационные теории
Ситуационные теории основываются на идее, что лидеры выбирают наилучший образ действий в зависимости от конкретных условий. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, и, выбирая тот или иной стиль, нужно учитывать обстоятельства

Теории определяющие последователей
В основе этой теории лидерства лежит идея о том, что успешный лидер всегда руководствуется мнением и вкладом других людей. При этом типе лидерства поощряются энтузиазм и участие последователей в процессе принятия решений. Такой подход позволяет людям чувствовать свою вовлеченность в процесс принятия решений и заинтересованность в исходе дела, делает их более преданными и целеустремленными. При этом следует отметить, что только от лидера зависит, будет ли людям предоставлено это право и возможность.

Бихевиористические теории
отличие от теорий великого человека и теорий личностных черт, бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами не рождаются, а становятся. Лидерству можно научиться путем приобретения специальных навыков и наблюдения.

Трансформационные теории
Трансформационные теории, которые также называют теориями отношений, сфокусированы на взаимоотношениях между лидером и его последователями. Обязанность лидера — сделать так, чтобы его последователи понимали важность задачи и пользы от ее правильного выполнения; для этого нужно мотивировать и вдохновлять людей. В

Трансакционные теории
Трансакционные теории, или теории управления, подчеркивают рольконтролера, эффективность группы и важность четкой организации. Лидерство



Комментариев нет:

Отправить комментарий