воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Серьезное творческое мышление. Эдвард де Боно





Чашка или стакан — структура, позволяющая пить более удобно. Но чашка не диктует нам, что именно мы должны пить.

Я рассматриваю творческое (нестандартное) мышление как особый способ обработки информации

Твердый напильник гораздо вернее выпустит вас из заточения, чем страстное желание стать свободным.

множество людей признают ценность новых нестандартных идей, но оказываются неготовыми принять необходимость творчества, если эта необходимость остается на уровне лозунга.

Большинство чиновников, многие ученые и почти все выпускники школ бизнеса верят, что если собрать достаточное количество данных, то в конце концов из них родится новая идея. К сожалению, эта вера совершенно ошибочна. Мозг может видеть только то, что он готов видеть. Анализ данных позволяет аналитику выбирать из уже имеющихся в его (или ее) репертуаре идей ту, которая более всего подходит к данному случаю. Но анализ данных не может спровоцировать рождение новой идеи то должны искать это не во внешних данных, а в собственной голове и затем проверить вашу догадку, сравнив ее с внешними данными.

В некоторых своих работах я писал о том, какой вред нанесла культуре Запада классическая греческая философия (банда трех), определившая главенствующую роль логических аргументов, критического мышления и в целом негативную ориентацию. В то же время справедливо будет признать, что «гипотеза» — тоже изобретение древнегреческой философии и ценный вклад в человеческое мышление

Замечательная особенность человеческого мозга заключается в том, что он формирует из явлений окружающего мира шаблоны и затем использует их для восприятия и оценки.

Но настоящее творчество начинается как раз там, где кончается «норма».

Незнание — классический источник творчества детей.

Некоторые виды промышленности, такие, например, как розничная торговля и производство автомобилей, традиционно замкнуты в своем кругу. Человеку, выросшему в такой среде, кажется, что все возможности этого бизнеса давно исследованы и единственный способ пробить себе дорогу — высочайший профессионализм. Именно в таких замкнутых областях очень полезно бывает оглядеться вокруг и поискать свежие идеи «на стороне».

Поэтому для того чтобы быть компетентным, вы должны знать как можно больше, но для того чтобы быть оригинальным, вы не должны знать ничего.

Первый, самый распространенный пример творчества, основанного на опыте, — «бубенцы и погремушки». Идею, оказавшуюся удачной, усиливают различными модификациями так, что она выглядит как новая...Второй случай — «сын Лесси». Если что-то хорошо сработало в прошлом, это можно повторить. Раз фильм «Рокки» оказался таким популярным, почему бы не снять «Рокки-2», затем «Рокки-3» и так далее.

 Третий вариант творчества, основанного на опыте, — "детский конструктор". Несколько проверенных элементов объединяются, и из них формируется новый продукт, например финансовый. Когда приходит время выбросить на рынок новое предложение, старый продукт разбирается на составные части и затем снова собирается, но уже немного иначе.

Один из способов разрешения этой дилеммы — читать понемногу, для начала ровно столько, сколько нужно, чтобы войти в курс дела. Затем остановиться и подумать. Как только вы нащупаете собственную позицию в данном вопросе и найдете несколько оригинальных идей, вы можете читать дальше. Спустя некоторое время нужно снова остановиться и пересмотреть свои идеи, а может быть, придумать новые. Таким образом вы сохраните шанс остаться оригинальными

СЛУЧАЙНОСТЬ, ОШИБКА И БЕЗУМИЕ
История открытий свидетельствует о том, что многие из них родились на свет благодаря случайности, ошибке или «безумной» идее.

Человек, работающий в одиночку, может позволить себе создавать и развивать идеи,
которые поначалу воспринимаются как «сумасшедшие» или эксцентричные. Если такой человек вынужден работать в группе на ранней стадии возникновения идеи, группа заставит его вернуться в установленные границы

Бабушка сидит и вяжет. Трехлетняя Сьюзан мешает ей, играя на полу с клубком ниток. Мать предлагает посадить малышку в манеж, чтобы та не мешала бабушке. Отец предлагает посадить в манеж бабушку, чтобы защитить ее от Сьюзан.

на выбор две монетки — большую, достоинством в один доллар, и маленькую, в два доллара. Ему сказали, что одну из них он может взять себе. Джонни выбрал большую монету. Друзья потешаются над его глупостью — ведь маленькая монета в два раза дороже! Всякий раз, когда хотят подшутить над Джонни, они предлагают ему сделать этот выбор. Он всегда выбирает большую монету. Кажется, он никогда не поумнеет. Однажды взрослый, который наблюдал эту сцену, отозвал Джонни в сторонку и объяснил ему, что маленькая монета стоит больше, чем большая, — хотя на первый взгляд может показаться, что все как раз наоборот.
Джонни вежливо выслушал и ответил: «Да, я знаю. Но если бы я стал выбирать монету в два доллара, как часто они стали бы играть со мной в эту игру?»

«Усовершенствование» в трактовке Запада всегда имело отношение к устранению дефектов, преодолению проблем, исправлению ошибок. Это в большой степени связано с общей негативной ориентацией западной мысли. Японцы также озабочены устранением ошибок, но для них это только первая стадия усовершенствования. В отличие от представителей западной культуры, они способны оценить и улучшить то, что кажется совершенным. Японское понимание усовершенствования не ограничивается устранением недостатков

Неужели это можно сделать только так, и никак иначе?

Вы наклеиваете марку на конверт и сознательно фокусируетесь на этой операции. Какие новые идеи можно из нее извлечь? Может быть, на том месте, куда будет наклеена марка, разместить рекламу или призыв к здоровому образу жизни? Может быть, есть совершенно иной способ прикрепления марки к конверту?
Вы пьете из стакана. Вы фокусируете внимание на  его ободке. Нельзя ли придумать для него другую форму? Например, такую, чтобы можно было пить, не касаясь края губами (в целях гигиены).
Вы находитесь в аэропорту, ожидая своей очереди пройти контроль. Вы фокусируетесь на ожидании. Как можно использовать это время для получения информации или развлечения? Может быть, стоит снова начать снимать «немое» кино, чтобы показывать его по телевизору в тех местах, где добавочный шум неприемлем?
Вы фокусируетесь на выплате регулярного страхового взноса. Какие новые идеи можно извлечь из этой операции?
Ваш бифштекс остыл. Что можно придумать, чтобы этого избежать? Может быть, можно сделать столешницу с подогревом? Или что-то еще?
На этих незначительных примерах хорошо видно, что «простое фокусирование» можно направлять на что угодно и где угодно.

Чтобы упростить процедуру фокусирования, я свел все возможные типы фокусирования к двум наиболее важным:
1. Фокусирование на области действия.
2. Фокусирование на цели.

Фокусирование на цели:
-Усовершенствование
-Решение проблем
-Возможность

ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
Я хочу найти способ уменьшить количество бумажной работы

Я хочу сократить количество документов, которые приходится читать чиновнику.
Если эту фразу понять, как: Я хочу, чтобы чиновники реже обращались друг к
другу, то это может вызвать некоторую тревогу,

бывают случаи, когда мы должны учитывать именно ту цель, которая нам предложена. Бес-
смысленно всегда искать причину в более глубокой проблеме. Нужно уметь делать и то, и другое: видеть проблемы нижнего уровня и обращаться с уже имеющейся целью.

Вызов
Первое, что важно уяснить с самого начала, это то, что творческий вызов совершенно отличается от критического вызова.

Творческий вызов не критикует, не осуждает и не ищет недостатки. Он действует вне какого-либо осуждения. Творческий вызов относится скорее к поиску « уникальности »

Творческий вызов обычно выражается словом «почему».
Почему мы поступаем именно так?
Почему тарелки круглые?


Для чего вы должны заполнять этот формуляр?
Чтобы менеджер знал, как скоро продвигается работа.
Для чего менеджер должен знать, как продвигается работа?
Чтобы правильно распределить ресурсы.
Если сразу обратиться к «истинной причине», можно найти лучший способ распределения ресурсов


«Почему» не только требует объяснений, но и спрашивает о том, «почему» существующий способ действий должен быть единственным.

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОСТИ
Традиция пренебрежения
От добра добра не ищут.
Вынужденная традиционность
Традиционность удовлетворенности
Традиционность временной последовательности


ОСВОБОЖДЕНИЕ
Мы ищем способ освободиться от концепций, утративших свое значение, но сохраняющих влияние исключительно благодаря традиции.

Изменение технологии
Изменение ценностей
Изменение обстоятельств
Изменение стоимости

ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНЦЕПЦИИ И ИДЕЕ

ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФОРМООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРАМ

Направление - Концепция - Идея

«Как это можно сделать?» — главный вопрос веера концепций

Вот провокационная альтернатива. Давайте попробуем найти в ней смысл.

Как правило, оценка производится по четырем параметрам:
Осуществимость. Осуществима ли эта идея в принципе? Можно ли применить ее на деле?
Выгоды. Каковы преимущества этой идеи? Насколько они велики? Каковы источники этих выгод?
Насколько продолжительным окажется их действие? Если в идее не удается обнаружить очевидных и несомненных выгод, она не может считаться предпочтительной.
Ресурсы. Есть ли у нас ресурсы, необходимые для внедрения данной идеи?
Соответствие. Соответствует ли идея нуждам и потребностям тех, кто будет осуществлять ее на практике?

Калифорнийский банк был одним из первых, кто установил автоматические кассовые аппараты. При этом предполагалось, что они должны обеспечить «удобство»
для тех клиентов, которые слишком заняты, чтобы выстаивать в очереди к кассиру, и достаточно современны, чтобы воспользоваться такой машиной. Спустя некоторое время руководители банка решили проверить, насколько оправдалась эта концепция. Оказалось, что
аппаратом пользуются в основном иммигранты из Мексики (легальные и нелегальные), плохо говорящие по английски и потому предпочитающие анонимность машины. Действующей концепцией в данном случае оказалась именно «анонимность».

Одно и то же явление может содержать в себе несколько концепций. Разные люди смотрят на одно и то же явление по-разному. Как определить, что мы выделили «правильную» концепцию? Зачем вообще вытаскивать ее на свет? Достаточно того, что она действует и
приносит пользу. Для этого имеется несколько причин.
Альтернативы.
Усиление
Изменение

Каждый раз, когда вам удается найти очередную творческую идею, полезно «вернуться на шаг назад», чтобы определить, какая концепция лежит в ее основании. Концепций может быть несколько, и к тому же может быть несколько мнений относительно того, какая из них наиболее верна. Это неважно, поскольку цель поиска концепции — генерация новых идей, и только это имеет значение. Вернуться на уровень концепций могут помочь вопросы:
Каков в данном случае общий метод?
Каков механизм действия?
Чего мы достигаем с помощью этой идеи?


Чаще всего мы стремимся в нашем мышлении к максимальной точности и определенности. Концепции являются исключением из этого правила.

Для каж-
дой идеи можно определить ряд концепций, относящихся к различным уровням — от специфических до самых обобщенных.
Мы занимаемся продажей ручек с золотыми перьями.
Мы занимаемся продажей пишущих инструментов с золотыми перьями.
Мы занимаемся продажей престижных пишущих инструментов.
Мы занимаемся продажей предметов личной роскоши.
Мы занимаемся продажей предметов роскоши.
Мы занимаемся продажей товаров, в которых нуждается потребитель.
Мы занимаемся извлечением прибыли.

Часто мы пытаемся объединить в одной концепции цель, механизм и ценность. Это можно видеть в некоторых перечисленных выше определениях...мы поступим правильнее, выделив
три базовых типа концепций.
Концепции цели
Чего мы хотим достичь? Какова цель наших действий и операций? В действительности это просто назначение цели в терминах общей концепции. Цель зонтика — «защитить от дождя».

Каким образом это действует? Какими способами достигается цель? Каков исполнительный механизм? Что происходит? Мы стараемся определить механизм действия, с помощью которого достигаем или хотим до стичь цели. Защита от дождя обеспечивается с помощью куска
материи, который может расправляться и складываться



Концепции ценности Почему это важно для нас? Какую ценность это для
нас имеет? В чем она заключается? Почему этим стоит заниматься? Ценность зонтика заключается в том, что это компактное, портативное и удобное устройство для защиты от дождя.

Эйнштейн любил проводить «мысленные эксперименты». Например, он говорил: «Что я увижу, если буду двигаться со скоростью света?» Ребенок, который ставит один кубик на другой, что-
бы посмотреть, «что из этого получится», проводит эксперимент. Провокационная идея всегда связана с мысленным экспериментом.

Оценка статична и занимается определением истинности («да» или «нет»). Это часть нашей традиционной железной логики. Переход динамичен и отвечает на вопрос «куда?» (куда это может нас привести?). Он принадлежит логике воды, с ее текучестью и изменчивостью. Переход совершается под зеленой шляпой.

Цель провокационных идей состоит не в том, чтобы подтвердить уже имеющиеся у нас представления, а в том, чтобы дать нам идеи, о которых мы не имели ни малейшего представления.

В этой главе я привожу четыре формальных и целенаправленных способа выдвижения провокационных идей с помощью метода двух шагов.
Полная противоположность (идеи «от обратного»)
Я пью на завтрак апельсиновый сок.
ПРО, я не пью на завтрак апельсиновый сок.
Это не идея, вывернутая наизнанку, а отстранение. Какой же должна быть в данном случае идея, полностью противоположная высказанной?
ПРО, апельсиновый сок пьет меня на завтрак.
Представляю себе стакан апельсинового сока, в который я упал. Я вылезаю из него, весь пропахший апельсином. Это наводит на мысль о насадке, присоединяемой к сетке душа. К насадке прилагаются душистые палочки. Человек может принимать душ под душистой водой, выбирая аромат по своему усмотрению


Преувеличение
Второй формальный способ создания провокации с помощью промежуточного шага — преувеличение. Этот метод непосредственно связан с величинами и размерами: числами, частотой, мощностью, температурой, продолжительностью и т. д.

ПРО, в тюбике помещается всего одна капля зубной пасты.
ПРО, в тюбике нет зубной пасты.

Одна капля зубной пасты может означать нечто, добавляемое в пищу и выполняющее функцию очищения зубов даже в тот момент, когда мы жуем.

Искажение
В любой системе между отдельными ее элементами существуют отношения, которые можно считать нормаль ными. Существует также нормальная последователь ность действий. Провокационная идея-искажение создается с помощью изменения этих привычных отношений и привычной последовательности. Мы «искажаем» ситуацию и используем ее в качестве провокационной идеи.
ПРО, вы запечатываете конверт после того, как опускаете его в ящик.
Этот очень хороший пример провокационной идеи искажения (нарушение последовательности операций) был предложен участником одного из моих семинаров. Мы извлекли из нее очень интересное предложение. Если вы не хотите платить за пересылку письма, то оставляете конверт открытым. Главный почтовый рекламодатель вкладывает в него рекламный проспект или другое послание, запечатывает конверт и оплачивает вместо вас почтовые расходы

Создание воздушных замков
Фабрика, которая находится «вниз по течению от самой себя», — это пример провокационной идеи «воздушных замков».
Хорошо бы, если бы...
 ПРО, магазинные воры уличают себя сами.
(Хорошо бы, если бы магазинные воры сами себя уличали.)
Вряд ли такое может случиться. Мы представляем себе воришку, поднимающего руку и объявляющего: «Я — вор». Возможно, он может выдать себя одеждой. Это наводит нас на мысль о гигиеничной одежде (халате), которая надевается поверх обычной одежды. Одежда
не имеет вырезов и карманов, поэтому спрятать что-нибудь становится трудно. Каждый, кто надевает ее, получает небольшую скидку. Те, кто обходится без нее, могут быть осмотрены более тщательно

Случайный вход
Мы намечаем для себя творческое фокусирование и хотим найти относящиеся к нему новые идеи. Мы выбираем слово, не имеющее ни малейшего отношения к ситуации, и соединяем его с фокусом. Копировальный аппарат ПРО нос. Из этого сопоставления мы черпаем новые идеи.

Случайную точку входа невозможно действительно "выбрать", потому что сознательный выбор неминуемо связан с нашим установившимся мышлением. Он лишен провокационного эффекта. Для того чтобы получить этот эффект, нам необходимо воспользоваться случайным выбором. Сделать это можно по-разному:
Составьте список из шестидесяти слов (огонь, стол, ботинки, нос, собака, самолет, гамбургер, тигр и т. д.). Всякий раз, когда вам нужно найти случайное слово, посмотрите на часы и заметьте положение секундной стрелки. Используйте это значение для выбора слова. Если на ваших часах сто секундных делений, составьте список из ста слов. Меняйте его примерно раз в полгода, чтобы обеспечить приток новых слов.

Воспользуйтесь словарем. Загадайте страницу и положение слова (например, страница 82, восьмое слово снизу). Откройте словарь в нужном месте Если выбранное слово не является существительным, ищите ближайшее к нему существительное.

Закройте глаза и поместите палец на газетный лист или страницу книги. Выберите ближайшее к вашему пальцу существительное


Сигареты ПРО цветок 
Можно помещать в фильтры сигарет семена цветов. Если сигарету выбросят в саду или в парке, из окурка прорастет цветок. Сопоставление определенного сорта цветов с определенным сортом сигарет могло бы стать хорошим рекламным ходом.

посещение выставок, касающихся незнакомой для вас области, общение с людьми других профессий и чтение разнообразных журналов. Все это можно использовать как стимул для новых идей.


СРЕЗЫ
Срез — это пакет утверждений или замечаний, относящихся к одной области.* Утверждения должны быть случайными, произвольными, не связанными друг с другом.

СРЕЗ О ПРОДАЖЕ ПИВА
...считается мужским напитком.
...легко пить, легко купить.
...трудно показать различие между сортами.
...часто покупается женщинами в продовольственных магазинах.
...новые категории потребителей, новые возможности для покупки.

На основании этого среза возникает идея целенаправленного сопоставления определенных сортов пива и определенной пищи

МЕТОД ПРЯДЕНИЯ НИТИ
Рассмотрим пучок нитей, относящихся к задаче из области рекламы. (Нормальные требования приведены слева заглавными буквами. От каждого тянется нить.)
РЕКЛАМА
ЗАМЕТНАЯ: большая, ярко освещенная, в заметном месте, броская, часто встречаемая.
ПРИВЛЕКАЮЩАЯ ВНИМАНИЕ: шум, крик, скандальность, удивление, неожиданность.
ВЫГОДА: обещание, ценность, немедленная награда, деньги.
ХОРОШИЙ ИМИДЖ: приятное ощущение, ассоциации, качество, хорошие вещи, привлекательность.
НАДЕЖНОСТЬ: правдоподобность, подтверждение, законность использования торговой марки, официальность.

Отсюда можно извлечь концепцию корпорации, управляющей благотворительными лотереями «WWF», «Совместный путь», «Общество защиты животных», «Оксфэм» и т. д. Объявление о начале розыгрыша, лотерейные билеты, церемония раздачи призов (если это не моментальная лотерея) — все эти стадии и элементы розыгрыша должны включать в себя хорошо извест-
ную торговую марку. В данном случае ключевыми словами, скорее всего, будут являться: «часто встречаемая», «удивление», «немедленная награда» и «законность использования торговой марки»

Избегайте стремления трактовать любую ситуацию как «решение проблем» только потому, что вам нужно получить ответ.

Нет ничего, что нельзя было бы улучшить. Трудность заключается лишь в том, что-
бы совершить мыслительное усилие в этом направлении, потому что мы слишком привыкли думать лишь о том, что представляет проблему.

Поиск альтернатив — ключевой момент любого усовершенствования (за исключением тех случаев, когда усовершенствование заключается в ликвидации процесса)

Никогда нельзя дать гарантию того, что методы работы, приемлемые в одной организации, окажутся столь же эффективными в другой. Очень многое зависит от того, кто и как их внедряет

всегда необходимо четко повторять цель задачи

Умение конструктивно слушать собеседника также можно причислить к особенностям повседневного творчества. Даже в том случае, если сами вы не собираетесь придумывать что-то новое (или думаете, что не собираетесь), то можете помочь рождению ценных идей, поощряя собеседника доброжелательным отношением.

Людям свойственно очень быстро воспринимать правила игры, если в нее играют все вокруг

Творческие навыки полезны всем, кто по роду занятий должен думать хотя бы пять минут в день

Проблемы возникают и проявляются сами собой — их не нужно искать

Преднамеренное творчество — серьезное занятие, требующее серьезного отношения

Эта структура была разработана канадской строительной компанией. «Небо-9» означает «мечту». Папка «Небо-9» — это подборка документов, которая циркулирует среди руководителей

ИТОГОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Готовые идеи
Хорошая идея, но не для нас
Хорошая идея, но не сейчас (идея, отложенная «впрок»)
Идея нуждается в дальнейшей доработке
Сильная, но неприменимая идея
Интересные, но неприменимые идеи
Слабые идеи
Непригодные идеи

ОСНОВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
основные соображения, которые можно использовать при оценке идеи

Выгоды
Осуществимость
Ресурсы
Соответствие

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
Жизненно важные факторы (витальные)
Пагубные факторы (фатальные)
Гибкость

Иногда люди питают наивную веру в то, что блестящая идея сама может увлечь за собой каждого. Так почти никогда не бывает. Всегда необходимо «заставить идею работать».

Нельзя выкопать яму в другом месте, копая одну и ту же яму глубже

Как-то я долго наблюдал за неподвижной цикадой, удивляясь, как она может производить такой громкий звук, оставаясь почти неподвижной. Только некоторое время спустя я понял, что моя цикада молчала, а звук исходил от другой, которая сидела на обратной стороне скамьи.

Идея — это практический способ осуществления чего-либо. Концепция — это общий метод, лежащий в основе наших действий. Вы можете выбрать дорогу, по которой отправитесь в путь. Это концепция. Но затем вам нужно выбрать конкретный способ передвижения: пешком, на мотоцикле, автомобиле или автобусе. Конкретный способ передвижения — это идея.


Комментариев нет:

Отправить комментарий