четверг, 6 августа 2015 г.

Эмоциональный интеллект. Российская практика. С. Шабанов, А. Алешина


Многолетняя борьба с излишними проявлениями эмоций на работе привела к практически полному их вытеснению. Однако современные тенденции в менеджменте и управлении таковы, что пришло время перейти на новый уровень отношения к эмоциям и той информации, которая в них заложена. Для современного руководителя эмоции являются скорее ресурсом, чем помехой.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека оперировать информацией, содержащейся в эмоциях. Человек с высоким уровнем EQ может учитывать эту информацию и наиболее эффективным (компетентным) образом ее использовать. Поэтому мы предпочитаем использовать термин «эмоциональная компетентность».

«Скажи “спасибо” всем, кто тебя злит. Ведь они оказывают тебе неоценимую услугу! Они учат тебя быть лучше»



За то, что я испытываю в определенный момент времени, несу ответственность только я

При выборе любого поведения ключевым является ответ на вопрос: «Какова цель?» Иными словами: чего я хочу добиться в данной ситуации? Какой результат будет для меня наилучшим?

Например, какие могут быть мои личные цели в ситуации с коллегой, которая в десятый раз просит выполнить за нее работу?
1) сохранить с ней хорошие отношения (тогда я либо выполняю работу, либо отказываю ей таким образом, чтобы она спокойно пошла к кому-нибудь другому и нисколько на меня не обиделась);
2) показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком, который всегда готов помочь (и тогда я в десятый раз делаю за нее работу);
3) отшить ее таким образом, чтобы она ко мне больше никогда не подходила (спектр возможных действий широк…).

Ценность – это выгоды, которые я получу, совершив действия; цена – то, чем мне придется заплатить за получение этих выгод.

Прогрессивная мышечная релаксация, таким образом, – очень хороший офлайн-метод для работы с неприятными ситуациями, которые навсегда остались в прошлом, однако по-прежнему еще вызывают эмоциональный отклик. С помощью мышечной релаксации специалисты работают с тяжелыми, травмирующими воспоминаниями и с посттравматическим синдромом у участников военных действий, жертв насилия и т. д.

Мартин Селигман, автор термина «выученный оптимизм», или «рациональный оптимизм»  выявил три кита пессимизма:
• обобщение («у меня вообще ничего никогда не получается»);
• неизменность («у меня никогда ничего не получалось и никогда не получится»);
• самообвинение («и только я во всем этом виноват»).

Фрэнк Пьюселик в одном из своих видеокурсов приводит данные исследования, в котором людей просили наговаривать в небольшой микрофон все то, что они обычно говорят самим себе в своем внутреннем диалоге. Как вам кажется, каково соотношение позитивных и негативных высказываний? На 500 оценок в свой адрес в среднем приходится 50 позитивных мыслей и 450 негативных.
Для сравнения:
– у наркоманов на 5 позитивных мыслей приходится 495 негативных;
– у успешных людей получается примерно 250 на 250.

когда победа приходит, человек оказывается лишен ориентиров, и часто он настолько ошеломлен, что быстро сам организует собственное поражение, чтобы оказаться в знакомой “нормальной” обстановке

Что имеет смысл сделать, если вы действительно хотите снизить уровень чужой агрессии:
- Дать выговориться
- Использовать техники вербализации чувств
- Держать на контроле невербальную коммуникацию: разговаривать, сохраняя спокойную интонацию
- Спокойно согласиться с тем, что неприятная ситуация произошла, не в даваясь в объяснение причин
- Признать значимость проблемы

«Мне кажется, ты чем-то недоволен сейчас в нашем взаимодействии и даже, может быть, немного раздражен. Возможно, я ошибаюсь, но ты мог бы мне, пожалуйста, ответить, насколько это близко к правде?»

«Ты знаешь, когда ты разговариваешь со мной довольно громким голосом и с не очень довольным выражением лица, я немного пугаюсь. Пожалуйста, ты мог бы говорить чуть-чуть тише?..»

Скептический участник тренинга: Да не верю я во все эти открытые-закрытые позы!
Можете не верить. А позу лучше примите открытую.

– Ты непрофессионал.
– Да, мой профессионализм можно совершенствовать.

– У тебя мало опыта в этой сфере.
– Да, есть люди, которые работают в этой сфере больше, чем я.

– Ты не уверена в себе.
– Да, я не во всех ситуациях чувствую себя уверенно.

– Все бабы дуры.
– Да, есть люди, которые так думают.

– Ты полная бездарность.
– Да, у тебя может сложиться такое впечатление.

Любые изменения вызывают у наших «организмов» страх. Именно по этой причине так часто процесс внедрения стопорится, а иногда и вовсе останавливается. Моя жизнь, такая привычная и предсказуемая, начала меняться раз и навсегда. А лучшая защита, как известно, нападение. И начинаются возражения, споры, горячие объяснения, почему «это не сработает». Или тихий саботаж и разговоры в курилке: «Наш-то, слышь, чего затеял? Ну-ну…» 

«Вы знаете, после нашего разговора вам придет на и-мейл форма, где вам нужно будет проставить мне оценку за качество моей работы. Скажите, что еще мне нужно сделать, что вы поставили мне высший балл?»

В своих тренингах мы часто говорим, что один из самых простых способов управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – это сказать «спасибо». Однако и эту, казалось бы, такую простую вещь мы не умеем делать правильно. «Всем спасибо, все свободны!» – говорим мы в шутку или отделываемся общими фразами. Такую благодарность и произно-сить, и принимать не очень комфортно. Хорошая благодарность, которая радует и ее автора, и ее получателя, обладает следующими характеристиками:
– как и конструктивная обратная связь, она конкретна, то есть содержит информацию
о тех действиях, которые совершил человек, а не просто: «Спасибо тебе за все!»;
– она личностна, а значит, имеет смысл обратиться к человеку по имени;
– она искренна, предполагается, что вы действительно искренне благодарны человеку,
а не высказываетесь формально, «для галочки».

Существует четыре класса базовых эмоциональных состояний: страх, гнев, печаль и радость. Под классом понимаются названия различной степени интенсивности (от 0+ до 100 %) одной и той же эмоции. Любые эмоции и «коктейли эмоций» можно разложить по спектру на четыре базовые и «что-то еще» (мысли, физические ощущения) и т. д.

В управлении своими эмоциями существует несколько основополагающих принципов: это принятие ответственности за свое эмоциональное состояние на себя, принцип принятия своих эмоций и принцип целеполагания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий