Смысл бизнес тренинга - решение конкретных задач по развитию бизнеса
Цель бизнес тренинга - в конкретном изменении организационного поведения, развитии профессиональной деятельности участников, как сотрудников конкретной компании
Задачи бизнес тренинга вытекают из целей тренинга - представляют видение какие изменения в участниках должны произойти
Роли бизнес тренера (Душан Ондрушек)
- Эксперт: Обогащает содержание тренинга посредством представления теорий и практического опыта. Владеет предметными знаниями
- Шоумен: Успешно решает задачи связанные с вовлечением аудитории. Владеет техниками презентации, вовлечения аудитории, управления энергетикой группы, эффективно использует юмор
- Дрессировщик: Решает задачи с отработкой навыков, техник и технологий. Владеет конкретной техникой, которую передает
- Психотерапевт: Решает задачи, связанные с управлением групповой динамикой. Способен эффективно использовать эмоциональное состояниие участников. Владеет техниками работы с эмоциями
- Проводник: Решает задачи индивидуального проф. роста. Владеет техниками организации рефлексии, осознания людей своих целей, управления мотивацией и саморазвития
Роли бизес тренера
- Наставник
- Фасилитатор
- Консультант
- Специалист по оценке персонала
- Агент изменений
Типы обучающихся
РефлексирующиеПочему?
Любит работу в группах, обсуждения и обратную связь
Обучается слушая, наблюдая, анализируя и делясь идеями
Пытается добраться до сути
Сильные стороны:
- Аналитические способности
- Слушает
- Формирует позитивную атмосферу
Слабые стороны
Затягивание решений
Неготовность рисковать
Неготовность действовать в быстроменяющейся ситуации
Деятели
А что если?
Предпочитает методы обсуждения основанные на опыте или выполнение практических задач на опыте
Сильные стороны:
- Открытость
- Гибкость
- Готовность к новой деятельности
- Импульсивность
- Слабое внимание к деталям
Теоретики
Что?
Воспринимает информацию абстрактно и размышляет над ней
Создает теорию и строит концепты
Обучается обдумывая идеи. Идеи интереснее людей
Любит факты, детали, структурированное мышление
Сильные стороны
Логичность, рационализм, систематичность
Умение задавать уточняющие вопросы
Слабые стороны
Низкая терпимость к неопределенности, субъективности, беспорядку
Сравнительно низкая гибкость, ситуативность
Прагматики
Как это работает?
Обучается апробируя теорию и применяя здравый смысл
Любит конкретные примеры
Чистую теорию считает малополезной
Любит экспериментировать
Сильные стороны
- Ориентация на практические инструменты и техники
- Практичность и реалистичность
Слабые стороны
- Неприятие идей, которые кажутся непрактичными
- Слабый интерес к теориям и принципам
- Низкая терпимость к долгим обсуждениям
- Ориентация на задачу, не на людей
Проработка всех важных тем должна включать
- Возможность в игровой форме или форме упражнений получить опыт действий
- Обсуждение полученного опыта
- Резюме тренера: обобщения, структурирование, связь теории и практики, примеры
- Проработку и обсуждение конкретных форм и способов применения полученного опыта тренинга на практике
Три фокуса внимания тренера
- Управление содержанием, достижение целей тренинга
- Организация процесса тренинга
- Вовлечение и мотивация сотрудников
Три вопроса мотивации
- На что необходимо мотивировать участников тренинга?
- Почему важно мотивировать участников тренинга?
- Что нужно делать для мотивации участников тренинга?
Мотивация по Маслоу
- Учет базовых потребностей (Удобство, Свет, Удобный и достаточный инструментарий)
- Безопасность
- Потребность в общении
- Уважение и признание
- Самореализация
Технологический цикл рефлексии
Остановка- Мысленная команда "стоп" себе
- Необходимо перестать действовать, когда действие неэффективно
- Мысленный вопрос - что происходит? Почему (5 почему)
Объективация
- Описание ситуации, своих действий в ней, способов, технологий, схем
- Сбор информации для анализа
Отстранение
- Избавление от эмоций и переход к безоценочному анализу
- Отслеживаете возникающие эмоции и принимаете решение отстранится от них
Анализ и поиск решений
- Осознание целей, задач, выделение ключевых факторов, анализ своих действий, поиск более эффективных решений
Возврат в действие
- Обобщить, согласовать выводы
Управление коммуникацией
- Если тренер просто выскажет свои мысли, то скорее всего будет понят не совсем точно или даже совсем неправильно
- Ключевой способ избежать искажения информации - организовать проверку понимания
- Свое мнение тренер говорит последним, после того, как все выскажут свое мнение
- Люди склонны выслушать другого, после того как выслушали их
Слушать это...
- Стараться понять точку зрения говорящего
- Не думать о своем мнении относительно высказываний
- Сосредоточить внимание на словах и действиях собеседника
- Структурировать то, что говорит другой человек
- Стараться услышать эмоции
Не слушать это ...
- Прерывать
- Спорить
- Оценивать и осуждать
- Поспешно делать выводы без проверки парафразами
Основные заблуждения мешающие управлять коммуникацией
- Тренер думает, что заранее понимает, о чем идет речь
- Тренер думает, что для собеседника главное - получит быстро ответ
Причины по которым мы не слушаем других
- Поглощение своими мыслями
- Сильные эмоции
- Уязвленное самолюбие
- Выставление оценок сказанному
- Слабое владение техниками слушания
Правильный процесс коммуникации
- Задаем вопрос или тему обсуждения
- Слушаем и понимаем мнение собеседника
- Перефразируем
- Высказываем свое мнение
Фасилитация
Управление содержанием
Управлечение вовлечением
Организация процесса обсуждения
Типология кейсов
- Отработка стандартных действий в определенных ситуациях
- Осмысление понятий, формирование определенных представлений
- Тренировка навыков и техник выделения приоритетов и структурирования информации
- Обучение работе с информацией: поиск, сбор, систематизация и анализ
Типы презентаций
- Информационная
- Воодушевляющая
- Убеждающая
- Ориентированная на орг поведения
Энергизаторы
- Самурай, принцесса и дракон
- Встаньте те, кто
- Броуновское движение
Обратная связь участникам
- Описательный, а не оценочный характер
- Описывать конкретные действия
- Целесообразно говорить - как изменить
- Избегать негативных невербальных реакций
Обратная связь от участников
- Внимательно выслушать
- Не занимать защитную позицию, не оправдываться и не пояснять
- Благодарить за обратную связь
Техники обратной связи
- Плюсы и дельта
- Письменный
- Эффективно, практично и полезно
- Что не понравилось, можно улучшить, учесть в след раз
- Разное
- Оценка по шкалам
Мысли и задачи
- Каждый бизнес тренер сам для себя отвечает на вопрос о смысле своей деятельности. Ответ во многом зависит от личностных ценностей и личных целей. Главное - осознавать последствия
- Важно четко разделять позиции фасилитатора и эксперта
- Любое наблюдение - не более чем гипотеза, которое следует проверить
- Главный вопрос - что конкретно изменят участники в своей работе после тренинга?
- Тренеру не стоит стараться передавать аудитории все то, что он знает и понимает, только потому, что ему это кажется важным и интересным
- Любое "проблемное" поведение на тренинге это форма обратной связи
- Если тренер будет уделять проблеиному сотруднику много времени, то он рискует потерять всю группу
Комментариев нет:
Отправить комментарий