пятница, 17 августа 2012 г.

Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Тайота


Тайота формирует людей Т-типа. Буква Т состоит из двух линий. Вертикальная означает, что сотрудники должны совершенствоваться в своей профессии, а горизонтальная - что они должны развиваться, осваивая смежные профессии. 
Кацауки Ватанабе, генеральный директор компании Тайота

С легкой руки доктора Деминга принято различать два, на первый взгляд, сходных, но по сути очень разных понятия: образование и обучение. Их различие в том, что обучение - это бесконечный процесс, который начинается с момента рождения человека и заканчивается с его уходом из жизни. Данный процесс никогда не бывает стабильным. Он всегда обновляется и развивается.

Что касается обучения руководителей, то в нем акцент делался на трех моментах: важности человеческих отношений и вовлечения людей, методах и ценности непрерывного совершенствования процессов и продукции и на пользе научно-рационального подхода к управлению людьми и производственными операциями, основанного на методе "планируй - делай - смотри".

Хочешь благоденствовать год - посади зерно, хочешь процветать десять лет - посади дерево, а хочешь получать плоды всю жизнь - вырасти достойных людей.
Китайская поговорка
Когда бывшего президента Тайона в Северной Америке Ацеси Ниими спросили, сто было самым трудным при обучении американских менеджеров дао Тайота он ответил: "Они хотели руководить, а не учить".

Все великие лидеры знают, что их личные достижения определяются достижениями их подчиненных.

Тайота заботиться в первую очередь о том, чтобы нанимать людей с прочной трудовой этикой.

Если вы заявляете:"Люди - наш самый ценный ресурс", а потом интересуетесь: "Сколько человек я могу уволить, отправив их в ряды безработных?", - значит, ваши декларации - пустой звук.

Будущий сотрудник должен быть обучаемым и хотеть учиться.

Личность не исчерпывается должностью, указанной на визитке.

Ключом к успеху оказалась не способность генерировать новые идеи, а умение использовать и совершенствовать удачные идеи.

4M man, machine, methods, materials

c.81 - оценочный лист 

развитие - это долгосрочные обязательства

для различных видов работ Перрой выделил два параметра - вариабельность задач и анализируемость задач. В контексте развития профессионального мастерства можно выделить первый параметр как количество навыков, необходимых для выполнения работы, а второй - как возможность разбить работу на стандартные операции и составить алгоритм, который позволит легко обучить новичка выполнению задачи.

Для классификации различных видов работы Перроу выделил два параметра - вариабельность задач и анализируемость задач. В контекста развития профессионального мастерства можно определитель первый параметр как количество навыков, необходимых для выполнения работы, а второй - как возможность разбить работу на стандартные операции и составить алгоритм, который позволит легко обучить новичка выполнению задачи.

с. 127, 132

В здравохранении эффективный метод выполнения таких несложных задач, как мытье рук, может спасти кому-то жизнь

с. 135

Несчастные случаи - дело случая

Если ученик не научился, учитель не научил

Всем нам приходилось слышать, что тот или иной мтод применяется потому, что "так делалось испокон веков"... Скорее всего, в незапамятные времена кто-то сказал кому-то, что работу нужно делать так, а не иначе, потому что так учили его самого. Этот феномен мы называем "городские легенды".

Развитие таланта работника - слишком важный вопрос, чтобы отпускать дело на самотек.

Подготовка кадров, владеющих смежными специальностями - одна из важнейших обязанностей любого лидера.

Важно сказать ученику, как называется операция. Хотя это кажется само собой разумеющимся, мы то и дело с изумлением обнаруживаем, что люди не знают названия работы, которую они выполняют. Трудно относится к работе по хозяйски, не зная как она называется.

Каждый учитель должен помнить, что ученик может переоценить свои возможности и дело учителя - проверить уровень его подготовки.

Если ученик не почувствует, что вы влюблены в свою работу, вряд ли он полюбит ее сам.

Лучший способ проверить результативность работы лидера - оценить ситуацию уровнем ниже

смысл аудита - не найти виноватых, а выявить недостатки системы и усовершенствовать процесс

Подчиненным не возбраняется совершать ошибки и меть недостатки, но они должны научиться признавать это и планомерно бороться с проблемами.

Это ключевая составляющая успеха Тайота. Менеджеры отлично разбираются в работе, которая выполняется в организации двумя уровнями ниже.

На заводах Тайоты каждый лидер команды ежедневно проверяет соблюдение процедуры стандартизированной работы как минимум одним работником, а лидер группы еженедельно проверяет хотя бы одну операцию

Если руководитель низшего звена хочет оценить эффективность работы инструктора на рабочем месте, он должен проверить результаты работы членов команды.


Комментариев нет:

Отправить комментарий